'

Благодаря Сеславинскому вышло издание Анатоля Франса с запрещенными рисунками

Благодаря Сеславинскому вышло издание Анатоля Франса с запрещенными рисункамиВ Госмузее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представили переизданную версию романов культового французского писателя Анатоля Франса с некогда запрещенными иллюстрациями: в советское время эти рисунки сочли антисоветскими. Презентация издания состоялась при участии главы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и главного библиофила России Михаила Сеславинского и посла Франции в России Сильви Берманн.

Еще в 1930-е годы в знаменитом издательстве «Academia» планировался выпуск 2-х печатных изданий романов «Харчевня королевы Гусиные Лапы» и «Восстание ангелов» с иллюстрациями известных художниц группы «13» Татьяны Мавриной и Антонины Софроновой. Но из соображений цензуры публикация так и не состоялась. Справедливость была восстановлена лишь в нынешнем году и издания смогли обрести материальное обличье.

И хотя само сатирическое произведение «Харчевня королевы Гусиные Лапы» подозрений у советских цензоров не вызывало: его спокойно переиздавали в СССР. А печальная судьба постигла лишь иллюстрации — яркие, легкие рисунки Мавриной не соответствовали Благодаря Сеславинскому вышло издание Анатоля Франса с запрещенными рисункамипринципам социалистического реализма.

Аналогичная ситуация произошла с серией иллюстраций к роману «Восстание ангелов» еще одной талантливой художницы Антонины Софроновой. В 1937 году, невзирая на готовый впечатляющий цикл ее красивых и эмоциональных рисунков, роман выпустили лишь в оригинальной обложке — со скромным видом Парижа. При этом оформление романа было доверено французскому иллюстратору Шарлю Карлеглю.

Лишь через более чем 80 лет историческую справедливость смогли восстановить благодаря кропотливой работе наследников художниц и частным собраниям коллекционеров. При этом многие рисунки оказались в коллекции известного российского библиофила и исследователя книжной культуры Михаила Сеславинского, являющегося к тому же автором идеи проекта.

На открытии выставки руководитель Роспечати сказал: «По всей видимости, это далеко не полные сюиты. Возможно, работа над рисунками была прекращена, когда стало понятно, что издательским планам не суждено воплотиться в жизнь. Нельзя исключить и тот факт, что некоторые оригиналы иллюстраций могли быть утеряны, ведь они сделаны еще до Великой Отечественной войны. Но в любом случае это важный художественный и книжный проект, который, надеемся, будет востребован любителями изящных изданий.

Кошик