'
Почему мы читаем детективы?

Почему мы читаем детективы?

Любая книжная ярмарка не обходится без зала, который занимает его величество детектив. Добрая половина мировых бестселлеров и топов написаны в жанре детектива. Возникает закономерный вопрос: почему нас всех так тянет читать об убийствах, всяких маньяках и сыщиках? Что мы получаем от чтения, кроме, конечно, удовольствия? Постараемся ответить на этот вопрос.

Автор Наталья Ломыкина.

Все любят халяву и подарки. Так и искусный автор добавляет в базовый рецепт своего детективного произведения – интригующее преступление, заметенные следы, убедительный мотив и умный обаятельный сыщик – некий бонус, вишенку на торте. Например, события происходят на историческом фоне (Борис Акунин в серии про Фандорина), глубокий психологизм (как у Гиллиан Флинн в «Исчезнувшей» или «Острых предметах»), профессиональная экспертиза (как у Кэти Райх в серии про антрополога доктора Бреннон), а то и вовсе бихевиоризм и магия (как у Хосе Карлоса Сомозы в шекспировском детективе «Соблазн»). Главное тут, как и с любым блюдом, не переборщить. Ведь вы же сели читать детектив, правильно, а не шпионский роман, психологический триллер или чистую фантастику? Как показывают исследования, большинство читателей отдают предпочтение классическому детективу, который дает возможность:

Расширять кругозор и планировать путешествия

К этому додумался еще сэр Артур Конан Дойл. Он сделал Лондон не просто фоном, на тле которого происходят приключения Шерлока Холмса. Он сделал Лондон полноценным героем этих приключений. Великий сыщик из своим верным помощником прошерстили весь город вдоль и в поперек, а автор тщательно записал их передвижения по реальным улочкам Лондона. Да сделал это так, что уже 130 лет поклонники Холмса ходят по его следам. Правда на Бейкер-стрит знаменитого дома под номером 221B не было. Но читатели написали такое количество писем на этот адрес, что лондонские власти просто вынуждены были построить на этом месте Музей Шерлока Холмса. И стоит сказать, что выиграли от этого не так уж и мало. Тысячи туристов ежедневно совершают паломничество в этот музей и приносят в казну хороший доход.

Почему мы читаем детективы?
Шерлок Холмс – один из самых популярных образов в мировом кинематографе. Источник: Азбука/www.kinopoisk.ru

По примеру Конан Дойла последовал и современный писатель Дэн Браун. Герой его серии книг, Роберт Лэнгдон, небезызвестный профессор семиотики участвует в расследовании преступлений по всему миру и, к слову, в самых красивых городах мира: Рим, Флоренция, Париж. Читатели отмечают эти места на карте и обязательно посещают их в дальнейшем. Были даже слухи в литературных кругах, что власти Флоренции заплатили очень кругленькую сумму Брауну именно за то, чтобы действие его романа «Инферно» происходило в их городе, а не где-нибудь у черта на рогах. Но если Лувр или флорентийский Дуомо не пропустишь и без профессора Лэнгдона, то секретные уголки Рима, связанные с тайнами Святого престола, самому найти не так просто.

Почему мы читаем детективы?
Профессор Роберт Лэнгдон и Сиена Брукс в экранизации романа Дэна Брауна «Инферно». Источник: www.imdb.com

По тому же пути пошел и Донато Карризи. Когда-то он работал юристом-криминологом, что помогает ему создавать удивительные по своей детализации сюжеты. Он живет в Риме и давно изучает его историю. Главные герои римского цикла Карризи («Потерянные девушки Рима», «Охотник за тенью», «Маэстро теней»), священник-пенитенциарий Маркус и фотограф-криминалист Сандра Вега. Главная особеннсоть сюжетов Карризи в том, что все ключевые моменты происходят в нетуристическом городе. Например, благодаря его книгам читатели узнают о тайных переходах Ватикана, Бенедиктинском монастыре, Святом отверстие в воротах резиденции Мальтийских рыцарей, подземных переходах древнего Рима и крышах, с которых открываются сумасшедшие виды на Вечный город.

Почему мы читаем детективы?
Святое отверстие в воротах резиденции Мальтийских рыцарей. Источник: www.shutterstock.com

Ориентироваться в международной политике

Француз Жан-Кристоф Гранже в разведке не служил, но был журналистом-международником высокого уровня, лауреатом двух крупных профессиональных наград — премии Рейтер и World Press. Результаты собственных журналистских расследований и привычка искать и анализировать информацию в романах Гранже очень чувствуются. Наладить контрабанду бриллиантов с помощью птиц, как описано в «Полете аистов», вы не сможете, но как это устроено, разберетесь. Детективная дилогия Гранже «Лонтано» и «Конго. Реквием» о деле Человека-гвоздя в конголезских джунглях и напряженном расследовании следователя Эрвана Морвана не проливает свет на убийство российского журналиста Орхана Джемаля в Центрально-Африканской Республике, хотя бы потому, что написана на пару лет раньше. Но на вопросы, как и зачем могли оказаться в ЦАР наемники из ЧВК «Вагнера», отвечает сполна. Недавно вышел новый роман Гранже «Земля мертвых», где детектив Стефан Корсо расследует смерть двух девушек из стриптиз-клуба, думая, что столкнулся с серийным убийцей, а попадает в мир подпольной контрабанды жесткого порно.

Разбираться в социальных проблемах

В этом плане тон задал еще Стиг Ларссон своим циклом «Миллениум». После смерти в результате инфаркта в 2005 году, его романы вызвали в читательских кругах настоящий фурор. Иногда случается так, что перевод названия на русский немного «коверкает» его суть. В оригинале «Девушка с татуировкой дракона» называлась «Мужчина, который ненавидел женщин». В этом названии – лейтмотив всего цикла. Для эпиграфов к главам Ларссон использовал статистические данные: «48% женщин Швеции подвергались насилию со стороны мужчины», «13% женщин подвергались грубым формам сексуального насилия», «92% процента женщин, подвергшихся сексуальному насилию, не заявляли об этом в полицию». В своей книге Ларссон описал во всех красках проблеммы внешне благополучной Швеции: об извращенном насилии по отношению к женщинам, о злоупотреблении шведской системы опеки и соцзащиты, о процветающем неонацизме. И подкрепил все это документами, статистикой и фактами.

Почему мы читаем детективы?
Лисбет Саландер и Микаэль Блумквист – персонажи скандинавского бестселлера «Девушка с татуировкой дракона». Источник: www.kinopoisk.ru

Благодаря трилогии Ларссона спрос на скандинавский нуар стремительно вырос. Продолжил его дело популярный норвежский автор Ю Несбё. Его мрачный, но харизматичны Харри Холе из Полицейского управления Осло стал знаменитым на весь мир. Несбё мастерски сводит воедино мрачный запутанный детектив, душевные терзания одержимого своей работой Холе и изнанку современного общества, где за видимым благополучием скрывается масса проблем. Цикл романов Несбё — социальный портрет Осло и общества в целом. Беспощадное художественное высказывание на важные социальные темы: коррупция в политике и в полиции, наркоторговля и подпольный рынок оружия, насилие над женщинами, социальная незащищенность, рост агрессии и психических заболеваний.

Почему мы читаем детективы?
Харизматичный детектив Харри Холе – главный герой цикла романов норвежского писателя Ю Несбё. Источник: www.imdb.com

Чувствовать людей

Писать об отношениях героев в детективном романе, не скатываясь в психологический триллер, бесконечную рефлексию и врачевание детских травм, как ни странно, мало кто умеет. Из недавних бестселлеров в пример хочется привести разве что Тану Френч и Роберта Гэлбрейта. В романе «Тайное место» ирландки Таны Френч описываются подростковые взаимоотношения в двух ненавидящих друг друга девчачьих группировках так, что история школьной дружбы становится развернутым мотивом преступления. Такой прием превращает детектив в психологически достоверный роман-взросление.

В книгах Роберта Гэлбрейта о Корморане Страйке с жанром никакой метаморфозы не происходит. Джоан Роулинг строго следует канону классического английского детектива: сложная интрига, масса деталей, напряженное расследование. И — обязательно! – харизматичный главный герой и его незаменимый помощник. Вот тут-то Роулинг-Гэлбрейт и демонстрирует свой талант. У главного сыщика – отставного вояки Корморана, сурового великана с разбитым сердцем, есть бывшая любовь Шарлотта и табу на серьезные отношения. У Робин Эллакотт, молодой сообразительной помощницы Страйка, и вовсе жених, за которого она выходит замуж на первых же страницах четвертой книги цикла «Смертельная белизна». И все же каждый новый роман Роберта Гэлбрейта — это жизненный шаг героев навстречу друг другу.

Почему мы читаем детективы?
Частный сыщик Корморан Страйк и его помощница Робин Эллакотт, придуманные Робертом Гэлбрейтом (псевдоним Дж.К. Роулинг). Источник: www.imdb.com

Тренировать серые клеточки

Классические детективы всегда выигрывают у триллеров с элементами фантастики, где убийца покидает запертую комнату через телепорт. Куда интереснее читать о реальных событиях, подмечая разбросанные тут и там улики и следить за диалогами, руководствуясь правилом Пуаро из «Убийства Роджера Экройда»: «Первое: надо получить ясную картину того, что произошло в тот вечер, ни на минуту не забывая одного – ваш собеседник может лгать».

Именно так действует канадец Арман Гамаш из серии детективов Луизы Пенни. Старший инспектор квебекской полиции внимательно слушает, во всем сомневается, советуется, много размышляет, гуляя с собакой, а в финале неизменно раскладывает дело по полочкам в лучших традициях Эркюля Пуаро. Луиза Пенни выдерживает неспешный тон классического расследования, но чтобы привыкший к динамике читатель не заскучал, укладывает в одну книгу два, а то и три дела.

Источник livelib.ru

Кошик