'
На фронте женского детектива есть перемены

На фронте женского детектива есть перемены

Кровавые убийства, леденящие кровь разоблачения и вываливающиеся из шкафов залежавшиеся скелеты целиком отданы в наманикюренные женские ручки. В рейтинге Litportal.ru (а он наиболее объективен, так как совершенно независим от издательств) четыре первых места занимают… угадайте, кто? Естественно: Татьяна Устинова, Дарья Донцова, Александра Маринина и Татьяна Полякова.

Дарья Донцова пишет быстрее, чем читатель успевает читать. На ее счету уже 91 книга, в этом году вышло десять новых, через год, если не раньше, самая скорострельная писательница России отметится трехзначным числом изданных романов. Книги Донцовой хороши тем, что оставляют в читателе чувство оптимизма и… выветриваются из головы через 15 минут. Да и приятно чувствовать себя умнее и персонажей, и автора. Донцова очень умело играет с читателем в поддавки, создавая у него иллюзию, будто писательница обладает интеллектуальным уровнем если не Николетты Подушкиной, то Виолы Таракановой. А публика верит — и самоутверждается за авторский счет!

Крах полицейского детектива

Советский детектив был исключительно “полицейским”. Уголовники совершали крупные и очень крупные (мелкие неинтересны) преступления, менты их ловили. Конфликт протекал в чисто профессиональной сфере.

Александра Маринина, которой мы обязаны гендерным переворотом в криминальном жанре, поначалу обновляла и укрепляла “полицейский” детектив в условиях постсоветской реальности. Но в самое последнее время она резко сменила направление.

Настя Каменская и Ко висели на шее писательницы, как мельничный жернов на утопленнице. Прежде всего потому, что характерам уже некуда развиваться: возможности исчерпаны, еще один конфликт с начальством и выяснение отношений с безропотным Чистяковым ничего не дадут. Настя в предпенсионном возрасте, она уже не уверена в том, что ее работа действительно имеет социальный эффект: крупного преступника со связями в политических и деловых кругах все равно не посадишь, а мелкую рыбешку могут ловить и не очень-то умелые молодые сотрудники. В одном из последних романов, “Городской тариф”, Маринина с бесстрашной откровенностью выдвигает версию: прогнозы развития преступности и рекомендации по ее обузданию используют на самых верхах не для борьбы с криминалом, а для криминального же обогащения. Даже широкое, невиданное до распада СССР, распространение наркотиков, было спровоцировано этими кругами…

Новые романы Марининой, в которых Каменская уже не появляется — “Все не так” и “Чувство льда”, — объединены в цикл “Преступления правильной жизни”. Он начат семейно-криминальной сагой “Тот, кто знает”, но только в нынешнем году приобрел четкие черты. Это — ярко выраженный буржуазный детектив. В нем непременно присутствует тайна прошлого, преступная… но часто с точки зрения этики, а не с точки зрения уголовного кодекса. Грехи отцов падают на головы детей, мина замедленного действия, заложенная два поколения назад, взрывается сегодня, и убийство, совершенное непрофессионалом, становится местью за давнее бескровное, но не менее тяжкое преступление.

Кажется, развитие легкого жанра опережает эволюцию общества, которому до буржуазности расти и расти.

Кис, маньяк и другие

На сцене — новое лицо, создательница романов об изысканно элегантных преступлениях Татьяна Гармаш-Роффе.

Гармаш-Роффе сейчас живет во Франции. Поначалу печаталась под псевдонимом Татьяна Светлова, но в России ее не особо замечали. Зато заметили во Франции. Там вышел роман некоего Марка Леви “Между небом и землей”, в котором Татьяна с удивлением узнала сюжетные линии, характеры, диалоги и финал своего первого романа “Голая королева”. “Между небом и землей” был экранизирован, фильм имел успех. Гармаш-Роффе пробовала судиться, но проиграла процесс. Однако писательницу это не подкосило. Она создала не просто сквозных героев — частного сыщика Алексея Кисанова по прозвищу Кис, его подругу Александру, сестру Александры Ксюшу и Ксюшиного жениха, а потом и мужа, французского коллегу Киса Реми; она создала свой мир, в котором совершаются необычные и эффектные преступления… и Кис столь же эффектно их раскрывает.

Эти книги вполне отвечают параметрам “буржуазного” детектива. Убийство у Гармаш-Роффе — не начало сюжета, а развязка истории, тянущейся через годы. В “Роли грешницы на бис” начинают гибнуть бывшие любовники знаменитой, но давно уже ушедшей из профессии актрисы. В “Частном визите в Париж” прямо на съемочной площадке убивают великого французского актера. В “Шантаже от Версаче” невинная авантюра, которую Александра и Ксюша задумали, чтобы младшая сестра заполучила Реми, оборачивается жуткой драмой. В “13 способах ненависти” завязка вообще эксцентрична: к Кису приходит некий Бенедикт, признается, что он маньяк, убивает по женщине в месяц, причем всех — разными способами, убил уже двенадцать. Кису дается месяц на то, чтобы среди множества нераскрытых преступлений вычислить эти двенадцать, найти маньяка и доказать ему, что он раскрыт. “Бенедикт”, конечно же, подставное лицо, нанявший его подлинный маньяк скрывается — а затем дело оборачивается смертельной угрозой Александре…

Сама Александра не просто талантлива, остроумна и красива, она еще слегка порочна — а (мужчины меня поймут) порочная женщина при прочих равных условиях куда интереснее добродетельной!

Автор статьи Борис Тух

С книгами Гармаш-Роффе вы можете ознакомиться на сайте https://andronum.com/avtory/tatyana-garmash-roffe/

Кошик